КГБОУ "Барнаульская общеобразовательная школа № 2"
Алтайский край, г. Барнаул
  • Информационная безопасность

    Информационная безопасность – это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации. На сегодняшний день сформулировано три базовых принципа, которые должна обеспечивать информационная безопасность: целостность данных — защита от сбоев, ведущих к потере информации, а также зашита от неавторизованного создания или уничтожения данных; конфиденциальность информации; доступность информации для всех авторизованных пользователей.

    Интернет, в свою очередь, может быть как другом, помощником в жизни и в учёбе, так и врагом: в онлайн-пространстве хранится немало информации, которая может навредить ребёнку, его развитию, психическому здоровью, подвергнуть его опасности, в том числе физической.

    Нормативные акты в сфере обеспечения информационной безопасности обучающихся:

    Федеральный закон N 152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных" (последняя редакция) (сделать ссылку)

    Постановление Правительства РФ от 01.11.2012 N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных"

    Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" от 29.12.2010 N 436-ФЗ (последняя редакция)

    Указ Президента РФ от 05.12.2016 №646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации"

    Письмо Минобрнауки России от 14.05.2018 № 08-1184 "О направлении информации" (с "Методическими рекомендациями о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования. информации о безопасном поведении и использовании сети "Интернет"")

    Детские безопасные сайты

    Портал "Медиабезопасность"

    Портал "Персональные данные"

    Проект по Online поддержке школьников в сети

    "Лига безопасного интернета"

    http://www.saferunet.ru – Центр Безопасного Интернета в России.

    http://www.friendlyrunet.ru – Фонд «Дружественный Рунет».

    https://web-landia.ru/ - Ландия - лучшие сайты для детей

    www.apkpro.ru. – электронный курс программы “Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет.

    http://www.nedopusti.ru/ –  социальный проект по защите прав детей    «Не допусти».

    http://www.newseducation.ru/ – “Большая перемена”

    http://www.smeshariki.ru/ – Смешарики.

    http://www.solnet.ee/  –  "Солнышко".

    http://www.1001skazka.com  – «1001 сказка».

    http://www.murzilka.org/ – Сайт журнала «Мурзилка».

    lib/1sentember.ru – Школьная библиотека

    www.rba.ru – Российская библиотечная ассоциация

    www.rusla.ru – Российская школьная библиотечная ассоциация

    www.bibliogid.ru – Библиогид

    https://www.edu.ru/ – Российский образовательный портал

    lib.aldebaran.ru – библиотека Альдебаран

    www.rvb.ru – Русская виртуальная библиотека

    www.prosv.ru – издательство Просвещение

    www.lbz.ru – издательство БИНОМ. Лаборатория знаний

    www.schoolpress.ru – Школьная пресса

    Родителям

    Какие же опасности ждут детей в сети Интернет?

    Основные типы интернет опасностей:

    • Интернет-зависимость. У детей такая зависимость случается из-за чрезмерного увлечения играми. Особенно это касается игр с многопользовательской аудиторией, где игроки общаются друг с другом, взаимодействуют по ходу сюжета. Бить тревогу стоит, когда игра становится неотъемлемой частью жизни ребенка: он начинает отказываться от еды, отказывается учиться, играет по ночам, проявляет агрессию, если запретить играть. Выйти из интернет зависимости детям сложно, поэтому, чем раньше она будет выявлена, тем меньше вреда нанесет.
    • Кибербуллинг и троллинг. В сети массово встречаются агрессивные пользователи, которые выводят на эмоции оппонентов. Адекватно ответить и постоять за себя сможет не каждый. В чем опасность троллинга в интернете? Издевательства, запугивания, насмешки, упреки сильно влияют на поведение ребенка. Он становится замкнутым, раздраженным, теряет веру в себя и свои таланты. Внутренние переживания отражаются и на учебе. 
    • Сайты с вирусами (фишинг, майнеры). Вредоносный вирус причиняет вред технике, замедляет работу и снижает общую производительность. Кроме того, на компьютеры интернет-пользователей могут попасть вирусы-майнеры, которые будут тратить ресурсы устройства на добычу криптовалюты. Кроме того, в сети есть множество фишинговых сайтов, с помощью которых мошенники воруют персональные данные пользователей: номера банковских карт, паспортные данные и так далее. 
    • Пропаганда терроризма, нацизма, агрессии. Подростками очень легко манипулировать, чем и пользуются злоумышленники. В сети можно встретить сайты, где открыто призывают к тем, или иным видам насилия. Кроме призывов, размещаются видео ролики со сценами жестокости и убийствами. Такой контент шокирует и наносит психологическую травму ребенку, которая может в последствии повлиять на его здоровье.
    • Нецензурная лексика, непристойности, грубость. В интернете практически нет цензуры, поэтому общаясь на разных форумах и в соцсетях, дети видят маты, пошлые шутки, грубое обращение. Впитывая новую информацию, ребенок легко может научиться непристойным фразам и шуткам, начнет дерзить взрослым.
    • Алкоголь, наркотики, табак. Распространители запрещенных веществ постоянно ищут новых клиентов. Они рассказывают, какие замечательные ощущения получишь от употребления наркотиков или алкоголя, завлекая наивных подростков. Втираются в доверие и в случае возникновения проблем в жизни, всегда придут на помощь с отличным «средством» от любой беды. Ресурсы, на которых промышляют такие деятели, постоянно блокируются Роскомнадзором, но при этом их не становится меньше.
    • Сайты категории 18+. На порносайт можно попасть случайно, нажав ничем не примечательную ссылку или всплывающую картинку. Конечно, рано или поздно с взрослой стороной жизни столкнется каждый ребенок, но все же не зря этой теме дали возрастной ценз от 18 лет. Это значит, что знакомство с эротикой и порнографией нужно отложить до подходящего момента.
    • Лотереи, казино, тотализаторы. На многих сайтах встречается реклама онлайн-казино. Она привлекает яркой картинкой, на что и обращает внимание ребенок. Большинство таких казино только выманивают деньги, обещая гарантированный огромный выигрыш. Но на самом деле мошенники узнают данные банковских карт, электронных кошельков, взламывают их и снимают средства. С этой же целью «раздают» бесплатные лотерейные билеты. Ребенок должен понимать, что без разрешения родителей играть на деньги в интернете категорически запрещено, как и вводить данные банковских карт на подозрительных сайтах.
    • Социальные сети. Опасность социальных сетей в том, что незнакомые люди могут втереться в доверие к ребенку, стать ему настоящим «другом», а потом и вовлечь в преступную деятельность. Даже взрослые не всегда могут определить злоумышленников, а уж дети тем более. Для них хорошие все те, кто соглашаются с их мыслями, желаниями и интересами. Злоумышленник может попросить финансовой помощи у ребенка, ссылаясь на безвыходную ситуацию. Бравируя дружбой и поддержкой, мошенник может заставить ребенка нарушить закон, а в лучшем случае, только выманит деньги.
    • Педофилы. Также стараются сначала подружиться с ребенком, показать, что они на одной волне. Педофил постепенно выуживает необходимую информацию: школа, класс, адрес. Причем он не обязательно будет лично встречаться с ребенком. Он может просить прислать фото или видео интимного характера. Представляясь работником модельного агентства завладеть заветной фотографией не сложно, ведь каждая третья девочка мечтает стать моделью. Получив одно фото, преступник начнет шантажировать ребенка и просить новые. Пугая тем, что покажет полученные фотографии одноклассникам или родителям, педофил получает то, что требует.

    Министерством образования и науки Алтайского края совместно с КАУ ДПО «Алтайский институт цифровых технологий и оценки качества образования им О.Р. Львова», ГУ МВД России по Алтайскому краю в рамках реализации программы «Профилактика преступлений и иных правонарушений в Алтайском крае» государственной программы Алтайского края «Обеспечение прав граждан и их безопасности» разработаны видеоролики для родителей и обучающихся:

    «Кибербезопасность»

    «Разновидности угроз в сети (вредоносное ПО, фишинг и т.п.)»

    «Телефонные мошенничества, как не стать жертвой»

    «Кибербезопасность для детей, как не стать жертвой»

    Управлением по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации МВД России совместно с ФКУ "Объединённая редакция МВД России" подготовлен видеоролик «О правилах поведения в социальных сетях».


    Информационно-методические материалы по обеспечению комплексной безопасности участников образовательных отношений размещены в специально созданном разделе "Школа безопасности" на официальном сайте КАУ ДПО "Алтайский институт развития образования имени Адриана Митрофановича Топорова" - https://old.iro22.ru/index.php/shkola-bezopasnosti.html

    Педагогам

    1. Объясните учащимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети.

    2. Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их прав в Интернете.

    3. Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за нарушение авторских прав.

    4. Проявляйте интерес к "виртуальной" жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей.

    5. Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Наставайте на посещении проверенных сайтов.

    6. Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее виртуальной.

    7. Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учебы и отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с родителями результаты своих наблюдений.

    8. В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью, своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с учащимися и их родителями психолога, социального педагога.

    9. Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления.

    10. Систематически повышайте свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий, а также по вопросам здоровьесбережения.

    11. Станьте примером для своих учеников. Соблюдайте законодательство в области защиты персональных данных и информационной безопасности. Рационально относитесь к своему здоровью. Разумно используйте в своей жизни возможности интернета и мобильных сетей.

    Документы

    • Все документы
    • Локальные акты
    • Памятки
    • Планы

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике